Почему ФНС знает о бизнесе почти все? Прокомментировать

ФНС каждый год отчитывается о все большей собираемости налогов. Известно, что добиться таких результатов Служба смогла при помощи автоматизации. Как будет развиваться администрирование налогов в 2018 году, узнал Павел Андрейкин, заместитель директора Департамента налоговой безопасности и правового консультирования КСК групп. Подводя итоги работы за 2017 год, руководитель ФНС Михаил Мишустин отметил рекордные за последние пять лет темпы роста налоговых поступлений – более 17,3 трлн рублей, что на 2,9 трлн рублей, или почти на 20 процентов, больше, чем в 2016 году. Среди основных драйверов роста, позволивших совершить такой скачок, называется совершенствование налогового администрирования, в том числе за счет внедрения автоматизированных систем контроля за всеми стадиями налогообложения. По мнению ФНС России, это позволило сократить теневой сектор экономики и сформировать более прозрачную и конкурентную деловую среду. Таким образом, чрезвычайно важно знать о том, какие инструменты сейчас используют проверяющие, как они оценивают бизнес на этапе предварительного анализа и какие доказательства собирают в ходе налоговых проверок. Предпроверочный анализ Как правило, назначение проверок не носит хаотичного характера: прежде чем прийти в организацию, ревизоры на основе имеющейся информации проводят детальный анализ финансово-хозяйственной деятельности фирмы, чтобы понять, насколько «перспективен» бизнес с точки зрения возможных доначислений. По результатам проведенного анализа в вышестоящих налоговых органах проверяющие утверждают план проверок. Обратите внимание Анализ операций компании происходит в автоматическом режимеи, по имеющейся информации, в настоящий момент налоговые органы анализируют цепочки контрагентов до 6-го звена включительно. Вместе с тем дальнейшее развитие систем предполагает, что количество звеньев, подлежащих проверке, не будет ограничено количеством участвующих в цепочке контрагентов. Предпроверочный анализ представляет собой комплекс мероприятий, включающих сбор, изучение и анализ информации о компании для установления ее налоговых рисков и формирования выводов о возможных фискальных правонарушениях. Проведение такого анализа направлено на решение вопроса о целесообразности назначения проверки, а также на определение оптимальных направлений ее проведения. Помимо информации, полученной от самой компании (бухгалтерская и налоговая отчетность), в рамках предпроверочных мероприятий изучаются информация, полученная от других налоговых органов (встречные проверки по месту учета контрагентов анализируемой фирмы), выписки по расчетным счетам, а также сведения, из других государственных структур, таких как ФТС, Росфинмониторинг, МВД, СК РФ и др. На комиссию Первый вид контрольных мероприятий, который может проводиться по итогам предпроверочного анализа – налоговые комиссии. Как правило, вызов на подобную встречу получают компании, чьи показатели финансово-хозяйственной деятельности отличаются от установленных критериев. Так, например, на комиссию вызывают налогоплательщиков, заявляющих фискальные убытки по прибыли, или компании, имеющие низкую налоговую нагрузку; заинтересуются ревизоры и предприятиями с высоким удельным весом вычетов по НДС (превышением, по мнению Минфина, является доля вычета больше 89%. По статистике ФНС, средняя доля вычетов НДС в целом составляет порядка 90–93%). По итогам рассмотрения комиссией формулируются рекомендации коммерсантам по устранению нарушений, допущенных при формировании налоговой базы. В случаях, если нарушения не исправлены, а также в отношении компаний, не явившихся на заседание комиссии без уважительных причин, может быть принято решение о включении их в план проведения выездных проверок. Автоматизация налогового контроля Приказом ФНС от 29 октября 2014 года № ММВ-7-3/558@ были утверждены новая форма налоговой декларации по НДС и порядок ее заполнения. Обязанность по ее представлению возложена на компании уже с 1 января 2015 года при сдаче отчетности за I квартал. По задумке фискалов, новая форма должна была усовершенствовать механизм администрирования НДС, повысить прозрачность фискального контроля с одновременным ужесточением санкций за налоговые нарушения. Таким образом, начиная с 2015 года отчетность компаний и книги покупок и продаж, предоставляемые в электронном виде, автоматически анализируются программным комплексом АСК НДС-2. Так, изучая отчетность проверяемой компании и сравнивая ее с показателями контрагентов, ревизоры выявляют разрывы и несоответствия в представленных данных, что в свою очередь служит основанием для присвоения цепочке операций с контрагентами в рамках конкретной сделки по приобретению товаров, работ или услуг одной из следующих степеней риска. Высокая степень. Подразумевает, что на одном из анализируемых звеньев произошел разрыв (не сдана декларация или сдана с нулевыми показателями), выявлены несоответствия данных отчетов, книг покупок-продаж, при этом на требование ИФНС о предоставлении пояснений о причинах несоответствий и произведении корректирующих действий ответа не получено. Характеризуется проведением полного (усиленного) цикла мероприятий налогового контроля. Средняя степень. Подразумевает, что при проверке выявлены несоответствия, однако на все вопросы ревизоров в дальнейшем коммерсантами предоставляются пояснения и документы, а также проводятся корректирующие действия. Характеризуется проведением стандартного набора контрольных мероприятий. Обратите внимание Предполагается, что дальнейшая интеграция систем АСК НДС-2, онлайн-ККТ и маркировки отдельных видов товаров, а также различных информационных ресурсов на базе системы АИС НАЛОГ-3, позволит обеспечить еще большую прозрачность рынка. Низкая степень. Подразумевает, что несоответствий и расхождений данных деклараций и ЭКПП не выявлено. Характеризуется упрощенным порядком проведения проверки (ревизия контрольных показателей без запроса документов и пояснений). Необходимо отметить, что анализ операций происходит в автоматическом режиме и, по имеющейся информации, в настоящий момент налоговые органы анализируют цепочки контрагентов до 6-го звена включительно. Вместе с тем дальнейшее развитие систем предполагает, что количество звеньев, подлежащих проверке, не будет ограничено количеством участвующих в цепочке контрагентов, то есть будут прослеживаться операции начиная от производителей или импортеров ТМЦ до их конечных покупателей. Как видно, с помощью АСК НДС-2 анализируется цепочка движения товара, отраженная в налоговой отчетности, в рамках конкретной сделки. Однако ревизоры не ограничиваются формальным контролем на основании данных документов компании. В частности, рассматривая вопрос о получении необоснованной налоговой выгоды в рамках взаимодействий с «недобросовестными» контрагентами, проверяющие исследуют движение средств по расчетным счетам, а также собирают данные по деятельности контрагентов в целом, не ограничиваясь отдельной цепочкой. Процесс сбора и анализа данных также автоматизируется на базе системы АИС НАЛОГ-3, составной частью которой будет являться АСК НДС-2. Таким образом, дальнейшее повышение эффективности текущих систем контроля будет осуществляться через интеграцию комплекса АСК НДС-2 с системой АИС НАЛОГ-3. В частности, вслед за успешным экспериментом по внедрению маркировки меховых изделий аналогичная система в 2017 году стала применяться в сфере оборота лекарственных средств и табачной продукции. Повсеместное введение онлайн-касс позволило «вывести из тени» ранее непрозрачную для проверяющих сферу расчетов с использованием наличных. В 2018 году планируется объединить и вывести «в облако» базы данных органов ЗАГС. Предполагается, что дальнейшая интеграция систем АСК НДС-2, онлайн-ККТ и маркировки отдельных видов товаров, а также различных информационных ресурсов на базе системы АИС НАЛОГ-3, позволит обеспечить еще большую прозрачность рынка на основе достоверной информации о товарообороте в масштабах всей страны.

Источник: http://www.buhgalteria.ru/article/n164508#
© Бухгалтерия.ру

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *