Этапы формирования нового регулирования и принятие 54-ФЗ

     Обзор закона 54-ФЗ     562   07.08.2017 16:31

В России давно назревала необходимость создания эффективного механизма контроля по полноте учета выручки предпринимателей. Существующий до сир пор механизм контрольно-кассовой техники с использованием ЭКЛЗ не отвечал основным целям и задачам налоговой службы. Во-первых, данные с ЭКЛЗ очень тяжело структурируются, обрабатываются, тем более, перманентно передавать их в ФНС нет никакой возможности. На рынке много производителей ЭКЛЗ, однако отвечающих всем требованиям безопасности всего два. ЭКЛЗ позволяют корректировать данные в любую сторону, примеров этому масса, и говорить о надежности такой системы не приходится. Поэтому на смену ЭКЛЗ приходит фискальный накопитель, о котором чуть ниже. Использование современных технологий безусловно будет вести к оптимизации трудовых и временных затрат, в первую очередь налогоплательщиков, а также налоговых органов. Уже созданы инструменты электронного юридически значимого общения между предпринимателями и налоговыми органами по всем вопросам, связанным с применением ККТ. Кроме того появляется инструмент народного контроля, который с одной стороны позволит минимизировать количество проверок со стороны налоговых органов и эффективно бороться с недобросовестной конкуренцией с другой стороны. Новая технология позволяет создать принципиально новый механизм защиты интересов и прав потребителей: это и получение электронного чека, в котором отражены все расходы, и возможность оперативно пожаловаться на продавца напрямую в ФНС.

 

Формирование нового регулирования проходило не на ровном месте, помимо изначальной идеи был проведен эксперимент (читать об эксперименте тут). Он проводился с 2013 по 2015 годы, а если смотреть более детально то проводится и по настоящее время. Участники эксперимента совершенно легитимно имеют право работать по порядку эксперимента до конца 2016 года. Суть эксперимента: в четырех субъектах Российской Федерации около 1000 налогоплательщиков подключили порядка 4000 кассовых аппаратов, выбито более 40 млн электронных чеков на сумму более чем 50 млрд рублей. Этот продолжительный эксперимент был определен постановлением Правительства РФ. Основные цели эксперимента: проверить насколько предлагаемая технология удобна, эффективна, производительна и какие возможности она дает учитывая использование сетей связи, и самое главное понять что новая технология будет работать одинаково эффективно в подавляющем большинстве случаев. Эксперимент безусловно показал, что по всем тем вопросам, которые перед ним ставились, есть некий успех, положительный опыт и однозначно он признан успешным. После того как были получены промежуточные результаты и на их базе был подготовлен законопроект, который в декабре 2015 года прошел первые чтения. С того момента все ожидали что уже в апреле закон будет принят и те переходные сроки, которые указаны в законе будут достаточны чтобы перейти на новые правила. Но поскольку закон был очень резонансный, очень много было пожеланий и от бизнеса, профильных и непрофильных органов государственной власти, которые так или иначе связаны с технологиями данного закона, прошла 51 итерация согласования. Это был очень интересный и сложный процесс и в итоге только самое последнее заседание Совета Федерации закон был окончательно одобрен и на следующий день подписан Президентов РФ В. В. Путиным и вступил в силу реально только в 15 июля 2016 года. Соответственно на 3 месяца позже, чем ожидалось, что сократило сроки перехода на онлайн-кассы. Но тем не менее, когда все понимали что сдвиг сроков принятия закона есть было принято не корректировать сроки перехода, заложенные в законе. Решение это было принято на достаточно высоком уровне, и если сейчас рассуждать, может ли быть какой-либо перенос сроков, то однозначно можно сказать что 90% нет, не может. С другой стороны все прекрасно понимают, что время, отпущенное на переход сократилось и налоговая служба инициирует дальнейшие шаги, чтобы облегчить всем предпринимателям этот переход на новые рельсы.

 

Важно понимать, особенно нынешним пользователям ККТ, что как такового переходного периода на онлайн-кассы, фактически не будет. И смысла оттягивать до последнего нет, иначе получится такая же история как с ЕГАИС, когда в последнии дни регистрации перегрузка достигла апогея. В новой редакции закона 54-ФЗ четко установлены сроки перехода на ККТ нового образца — февраль 2017 года, использовать кассы старого образца с ЭКЛЗ, если срок действия подходит к концу уже смысла нет, дешевле переходить на фискальные накопители.



Прочитано 562 раза
Последнее обновление статьи 07.08.2017 16:31